Начните обучение

  • Регистрация
  •  

    Беседа №5 Таинство святого Крещения

     

    Слушать аудио версию

    Сегодня мы поговорим о самом таинстве и порядке его совершения. Но начнем, пожалуй, со времени совершения таинства.

    В древней Церкви Крещение совершалось, КАК ПРАВИЛО, несколько раз в год накануне больших Церковных торжеств – Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы. Следы этого до сих пор видны в особенностях богослужений этих праздников. Однако в принципе крестить могли в любой день и в любое время. Со временем традиция массового и торжественного крещения во многом была утрачена, и сегодня это таинство совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку. Поэтому советую вам заранее побеспокоится о том, чтобы узнать, по каким дням и в какое время обычно совершается Таинство Крещения в том храме, в котором вы собираетесь креститься сами, или крестить своих детей.

    Этапы чинопоследования

    Само чинопоследование таинства состоит из нескольких этапов, между которыми в древности имелись некоторые промежутки времени – сначала совершалось одно, затем, через несколько дней, или недель, а то и месяцев -  другое, затем - третье; сейчас же все упрощено и собрано в одно время, а кое что и вовсе может не совершаться, например - молитвы в первый день после того, как женщина родит младенца. Раньше существовала такая практика: как только женщина родит ребеночка, сразу же приглашался священник, который молился об этой женщине и ее новорожденном. Молитвы эти содержат радость по поводу вступления в мир нового человека, но вместе с тем и печаль об испорченности мира, в который пришел этот малыш. Священник просил Господа помиловать роженицу, и простить ей грехи вольные и невольные, даровать ей крепость телесных сил, исцеление от послеродовых немощей, сохранить ее от слабости, завистливых глаз и скоро восставить ее от одра болезни, на котором она лежит. Однако сейчас эти молитвы читаются очень редко по той простой причине, что к священнику обращаются далеко не в первый день после родов, а когда эта женщина, уже вполне оправившаяся, сама приходит в храм, чтоб покрестить своего малыша. Смысл молитв теряется и поэтому они опускаются.

    Кстати, нужно сказать несколько слов о том возрасте, в котором можно крестить детей, если речь идет о новорожденных. Вообще крестить можно с самого момента рождения, но традиционно крестили на восьмой день. Удобно  крестить после 40 дней, но в любом случае я бы посоветовал вам крестить ребенка еще до того, как он начнет отличать маму от «чужой тети», поскольку на руках его будут держать незнакомые ему люди - крестные, и если он будет осознавать это, то, возможно, станет тревожиться, плакать и всем мешать. По-моему, оптимальный возраст для Крещения - от рождения до трех месяцев.

    Существует и такое мнение, что младенцев вовсе крестить не следует, поскольку они находятся в несознательном возрасте и, следовательно, не могут осознано верить. На это я возражу, что младенцы крестятся по вере крестных родителей. Когда дети вырастут, и постепенно станут сознательными и взрослыми людьми, они самой своей жизнью подтвердят или отвергнут сделанный когда-то за них выбор. А лишать их участия в церковной жизни, участия в таинствах Церкви и благодатной помощи на том основании, что они еще не сознательные верующие как-то неправильно.

    Христос сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И весь вопрос в том, что некоторые полагают, будто нужно сначала научить, а потом уже крестить; и без научения крестить нельзя. Однако можно ли научить не крестя? Ведь речь идет не просто о каких-то фактических знаниях, которые нужно человеку передать и на этом основании его можно крестить; речь идет о научении самой жизни во Христе. А жизни может научить только сама жизнь.

    Ну, и кроме того, мы много чего решаем ЗА детей. Мы говорим им, что такое «хорошо» и что такое «плохо», говорим, как правильно поступать и как неправильно, что красиво и что некрасиво. Почему мы это делаем? Не лучше ли тогда вовсе не заниматься воспитанием детей? Они вырастут, и тогда сами и решат, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Думаю, каждый нормальный человек понимает, что такое пущенное на самотек «воспитание», ни к чему хорошему не приведет. Нужно научить ребенка добру, милосердию, ответственности, справедливости и тогда у него действительно будет выбор, поскольку, пока мы его будем этому учить, он успеет научится еще много чему нехорошему. Так же и в религиозном плане: чтобы дать ребенку выбор, нужно научить его жизни во Христе, а жизни без Христа он и сам по себе научится; и тогда у него действительно будет выбор. Но вернемся к обряду Крещения.

    Весь обряд Крещения можно разделить на четыре основные части:

     
    1. 1. Обряды и молитвы, предшествующие Крещению
    2. 2. Чин оглашения
    3. 3. Крещение
    4. 4. Миропомазание
    5. 5. Обряды и молитвы предшествующие Крещению
    6. 6. Чин оглашения
    7. 7. Непосредственно Крещение
    8. 8. Миропомазание
     

     

    Рассмотрим эти четыре части подробнее.

    Обряды и молитвы предшествующие Крещению

    Наречение имени

    Первая часть обряда начинается с наречения имени. Священник осеняет младенца крестным знамением и читает молитву, в которой просит, чтобы Крест Христов запечатлелся в сердце и уме этого юного христианина, дабы сторониться ему от мирской суеты, служения злу и стремиться жить по заповедям Божиим. Именно с наречения имени человек становится христианином, хотя он еще и не крещен. Таким образом, в обряде наречения имени ребенок не просто нарекается определенным личным именем, но и именем Христа – отныне он христианин.

    Кстати, выбор имени младенцу совершают его родители, и в этой связи порой испытывают некоторые затруднения. В Церкви принято давать имена в честь святых угодников Божиих с тем, чтобы иметь этих угодников небесными покровителями и молитвенниками. Обычно стараются выбрать тех святых, память которых совершается где-то рядом с днем рождением или крещения, но это вовсе не обязательно. Можно назвать своего ребеночка в честь тех святых, которые, быть может, наиболее вам близки и дороги. При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя (например: «Мария» значит «госпожа», а «Сергий» значит – «высокочтимый»), но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память. При наличии доступа к сети интернет это сделать совсем не сложно. Обращаю ваше внимание на то, что день рождения, крестины и именины – далеко не всегда один и тот же день, даже чаще всего не один: день рождения – это собственно день, в который человек родился; крестины – это день крещения, а именины – день памяти святого, имя которого носит человек.

    Чтение молитвы матери

    Следующим обрядом чинопоследования становятся молитвы, возносимые за мать ребенка. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время родов и послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм.

    Дело в том, что христиане всегда регулярно участвовали в богослужении и часто причащались святых Таин Христовых; роженица могла не быть в храма от полутора месяцев и более. Это очень большой срок, по истечении которого ее нужно было как бы «заново» вводить в храм, для чего и читались специальные молитвы.

    Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сотворил ее достойной причащаться Тела и Крови Христовой, а потом о рожденном от нее младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, и на всякое благое дело благословил его. Раньше эти молитвы читались на сороковой день по примеру Божьей Матери, Которая на 40-ой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить пред Господом; сейчас же они чаще всего читаются либо непосредственно до, либо сразу после Крещения, это уж в каком храме как заведено.

     

    «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, … Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец…»

    Библия. Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22-35

    Молитвы матери читаются на сороковой день после родов, или позже. Если крещение младенца совершается до наступления сорокового дня от рождения, то во время крещения эти молитвы не читаются, а мама для этого потом специально должна прийти в храм. Подобная практика существует и на случай выкидыша или гибели ребенка при родах. Только молитвы в этом случае другие.

    На этом обряды и молитвы, предшествующие Крещению, заканчиваются и начинается чин оглашения.

    Чин оглашения

    В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители), или, как мы сейчас говорим, - крестные. Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности и искренности намерений человека. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных. И с этого времени человека наставляли в вере – оглашали, чем, собственно, мы с вами и занимаемся уже пятую беседу.

    Сейчас существует специальная молитва «во еже сотворити оглашенного». С нее начинаются священнодействия чина оглашения. И первое священнодействие - это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, которая защищает, дает прибежище, «возмет под крыло» (т.е. дает покровительство).

    Чтение молитвы «во еже сотворите оглашенного»

    В молитве священник просит Господа наполнить оглашаемого крепкой верой, надеждой и любовью, чтоб познал он Бога всем сердцем своим. Просит также и о том, чтобы Господь помогал человеку соблюдать заповеди Божии и вести духовную жизнь, вписал его «в книгу жизни», и соединил его Святой Церкви. Просит также, чтобы Господь всегда слышал молитвы этого человека, благословлял дела его и всегда был милостив к нему.

    Затем священник произносит целый ряд особых молитв, обращенных не к Господу, а к сатане (как видите, есть и такие). Это молитвы-запрещения. В этих молитвах священник  именем Божиим повелевает сатане отступить «от новоизбранного война Христова», уйти и не «утаиваться в нем», не творить ему козней и впредь не возвращаться к нему.

    Последние запрещения есть, вместе с тем, и молитвы, возносимые к Богу, в которых содержится просьба всесовершенно изгнать лукавого духа от оглашенного и утвердить его в вере, «сокрушить сатану под ноги его», даровать ему победу над всей силой вражьей и ниспослать ему Ангела-Хранителя.

    После этого совершается чин отречения от сатаны. Происходит это следующим образом.

     

    Чин отречения от сатаны

     

    Человек вместе с крестными (или крестные с младенцем на руках) поворачиваются лицом на запад – символ тьмы и темных сил, и священник трижды громко спрашивает его: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, и всякого служения ему и всякой гордыни его»? На что оглашаемый (или его крестные, если оглашаемый младенец) трижды отвечает: «Отрекаюсь». Затем еще раз трижды священник спрашивает: «Отрекся ли сатаны»? И человек подтверждает: «Отрекся». После чего священник говорит: «Дунь и плюнь на него», и оглашаемый (или его крестные) дует и плюет перед собой.

    «Отречься от сатаны» – это значит отказаться от греховного образа жизни; по словам апостола Павла: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Библия. Послание к Ефесянам, глава 4, стих 22). И можете не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения и вызова, – «дунь и плюнь на него!». Таким образом объявляется духовная война! Война между добром и злом, которая будет проходить в сердце этого христианина.

     

    «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света»

    (Святитель Кирилл Иерусалимский)

     

    Итак, война объявлена. Но как же можно вести в одиночку такую серьезную войну? Нужно примкнуть к Богу, встать под Его защиту, «сочетаться Христу». Для этого священник поворачивает оглашаемого к востоку, и трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли Христу»? - и после ответов оглашаемого спрашивает: «И веруешь ли Ему»? «Верую Ему, как Царю и Богу» - отвечает оглашаемый, и далее провозглашается «Символ веры». О том, что такое «Символ Веры», мы с вами говорили в третьей беседе.

    В конце чина оглашения священник молится о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять Крещение, отринул его ветхость, обновил его к вечной жизни и наполнил его силой Святого Духа.

    На этом оканчивается чин оглашения.

    Само Крещение, если речь идет о Крещении взрослого человека, в стародавние времена могло совершаться спустя много месяцев после чина оглашения. И период от чина оглашения до Крещения был подготовкой к последнему. В это время человек посещал богослужения, изучал Священное Писание, знакомился с укладом Церковной жизни. Но поскольку сейчас крестят в основном младенцев, то необходимости в этой подготовке никакой нет, ведь крестные УЖЕ должны быть  людьми, знающими Священное Писание, разбирающиеся в богослужениях и молитве, знакомые с Церковной жизнью изнутри… Кстати, о крестных.

    Быть крестными – это большая ответственность. Участвуя в Таинстве, крестные принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни, и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

    Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, — помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. За то, как крестные позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание их собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

    В этой связи крестными не могут быть малолетние, душевнобольные, иноверцы, лица в нетрезвом состоянии.

     

    Крещение

    Сам чин крещения начинается с освящения воды.

     

    Освещение воды

     

    В молитвах и действиях при освящении воды священник просит Господа освятить воду и ниспослать на нее силу избавления от власти зла, сделать ее источником жизни, исцеления и нетления; наполнить ее духовной силой, сотворить ее способной очищать от греха, просвещать разум и сердце, обновлять дух и отгонять всякий навет видимых и невидимых врагов. А, самое главное, священник испрашивает у Господа освятить воду таким образом, чтобы крещаемый в ней как бы заново родился, чтоб отложить ему «пре­жний образ­ жизни ветхого человека, истлева­ю­щего в обольсти­тель­ных по­хотях» и облечься в «нового человека, создан­ного по Богу, в праведности и святости истины».

    В некоторых храмах существует практика, которая представляется весьма разумной: освящать воду до начала крещения, чтобы не затягивать Крещение и не утомлять крикливых малышей.

    После молитв об освящении воды священник молится и о крещаемом. В своих молитвах священник просит Господа сделать крещаемого чадом света и наследником вечных благ, помочь сохранить ему чистоту духовной жизни, а также избавить его от скорбей.

    Среди прочего обращаю ваше внимание на одно очень важное молитвенное прошение: «о еже быти ему сраслену и причастнику смерти и воскресения Христа Бога нашего». Что это значит? О чем здесь идет речь? По-русски я бы перевел так: «Чтобы быть ему сросшимся со смертью Христовой и приобщиться Христову Воскресению». Отсюда понятно, что речь идет как бы о «смерти» крещаемого. Почему же в чине Крещения говорится о том, чтобы крещаемому «приобщиться смерти»? Оказывается, здесь мы имеем указание на величайший и подлинный смысл Крещения, которое есть таинство сораспятия Христу, соумирания с Ним,  таинство смерти для прежней греховной жизни и воскресения в жизнь новую, вечную. Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.

     

    Помазание елеем

     

    В древности об этом напоминал еще один обряд, который в греческой Церкви сохраняется до сих пор, и который совершался непосредственно перед самым Крещением: все тело крещаемого умащалось елеем, что означало не что иное, как символическое приготовление к погребению. Дело в том, что на востоке перед погребением тело умершего натиралось благовониями. Помните, какие дары принесли новорожденному Христу восточные мудрецы? Золото, ладан и смирну. Золото они принесли Ему, как Царю, ладан – как Богу, а смирну (ароматный елей) – как смертному человеку. В наше время сохраняются в несколько видоизмененном состоянии следы этого древнего обряда – в освященную воду непосредственно перед Крещением вливается елей. На практике чаще всего священник кисточкой троекратно помазует воду елеем.

    Впрочем, крещаемый также помазуется освященным елеем непосредственно перед Крещением, со словами: «Помазуется раб Божий (имярек) елеем радования во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во исцеление души и тела, в слышание веры, чтобы ходить ему по стопам заповедей Божиих». И сразу после этого совершается само Крещение.

     

    Крещение

     

    После Крещения на новокрещенного одевается нательный крест во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу, о несении своего жизненного креста, а также как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви и исповедания христианской веры.

    Одевают новокрещенного и в белую одежду, которая символизирует чистоту души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе с тем чистоту жизни, к которой обязуется человек после Крещения.

    Миропомазание

    Итак, Крещение совершилось. Но чинопоследование еще не окончилось. Следующий этап – Миропомазание. Знаете поговорку: одним миром мазаные? Так вот она как раз об этом.

    «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания… про составу его не делайте подобного ему. Оно – святыня; святынею должно быть для вас»

    Библия. Книга Исход, глава 30, стихи 22-32

    Миро – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма. Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».

    Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

    «Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Эфес и, найдя там некоторых учеников, сказал им:

    - Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?

    - Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

    - Во что же вы крестились?

    - Во Иоанново крещение.

    - Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

    Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать»

    Библия. Книга Деяний святых апостолов, глава 19, стихи 1-6

    Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом возложение рук епископом на новокрещенных  было заменено Миропомазанием. Но что-то мне подсказывает, что большинство из вас, подобно древним эфесским христианам, о которых только что шла речь, и слыхом не слыхивали о даре Святого Духа… Ну что же, история повторяется, хотя таинство Миропомазания совершается всякий раз непосредственно после Крещения.

    В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется и освящается епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только патриарх. В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения накануне Пасхи, и затем освященное миро раздается по епархиям и приходам. Если учесть, что в каждое новое миро в обязательном порядке добавляется немного из старого, то мы с вами точно буквально «одним миром мазаны»; и не только мы, ныне живущие, но и те, кто жил здесь до нас.

    «Крещение и Миропомазание — два отдельные акта Крещения, хотя и соединённые самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению»

     

    Священномученик Киприан Карфагенский

     

    Перед Миропомазанием священник произносит молитву, в которой благодарит Господа за благодатное возрождение новокрещенного и просит укрепить его в православной вере, избавить его от лукавого, даровать ему дар «Святаго и всесильного, и покланяемого Духа», укрепить его в духовной жизни и сотворить его наследником Царства Небесного. После чего помазывает человека миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго».

    «Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы».

    Святитель Симеон Солунский

    Таким образом, мы можем увидеть, что через таинство Миропомазания человеку подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.

    А что же такое «духовная жизнь», для которой так много всего совершается? Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение»; помните, мы говорили с вами о том, что человек призван взойти от образа Божия к подобию - уподобиться Богу? Стать «как Бог»? К этому же и Христос нас призвал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Таинство Миропомазания открывает нам эту возможность. Собственно, в этом и заключается основной смысл, значение и цель Миропомазания.

     

    Зажженная свеча символизирует свет веры Христовой

     

    Наконец, после Миропомазания новокрещенному дается зажженная свеча, которая символизирует свет веры Христовой и трижды совершается обхождение вокруг купели с пением молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». То есть, крестившиеся «во Христа» во Христа и облеклись духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека. А само обхождение вокруг купели символизирует тот жизненный путь, который отныне начинается для новокрещенного – путь жизни со Христом и во Христе. Также круг символизирует вечность, и  таким образом человек «обручается» вечности.

    Рассмотрим с вами еще одно короткое песнопение, которое исполняется сразу после обхождения вокруг купели. Это одна фраза из псалмов: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Думаю, в переводе на русский язык эта фраза не нуждается: она есть восторженно торжественный возглас человека, обретшего самую крепкую помощь, самую действенную защиту в лице не кого-нибудь, а Самого Господа Бога! Какие там «сглазы» и «порчи»? Что мне  враги видимые и невидимые, да хоть сам сатана со всеми его слугами, если Господь мой Защитник и мой Спаситель? Вот с этим чувством радостной надежды и должен жить христианин, всецело полагаясь на Бога, вручая, вверяя себя в Его руки и все принимая с благодарностью. ВСЕ – и хорошее и плохое, и приятное и неприятное.

    Затем совершается чтение фрагмента послания апостола Павла, в котором апостол разъясняет смысл Крещения:

    «Братие, все мы, крестившись во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»

    Библия. Послание к Римлянам, глава 6, стихи 3-11

    В этом фрагменте апостол говорит о том, что с момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно «для Бога» — «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (ст. 11). Наш «ветхий человек» (то есть греховный, склонный ко греху) должен быть распят со Христом, «дабы нам не быть уже рабами греху». И освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным.

    Следом за чтением отрывка из послания апостола Павла читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как Христос, после своего Воскресения, встретился с одиннадцатью Своими учениками и благословил их идти ко всем народам чтобы крестить их, уча соблюдать все Его заповеди.

    «В то время одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»

    Библия, Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 16-20

    Нам осталось рассмотреть с вами завершение чина Крещения, которое тоже весьма интересно и поучительно.

    После ряда молитв, в которых содержится ходатайство о крестных родителях и прошения о том, чтоб Господь сохранил непоколебимой веру Своего нового подвижника, священник постригает нового христианина.

      

    Пострижение новокрещенного христианина

     

    Обычай этот своими корнями уходит в глубокую, еще дохристианскую древность - в Греции и Древнем Риме постригали рабов. Таким образом пострижение символично говорит о том, что этот человек – раб Божий.

    Сейчас все чаще приходится слышать мнение, что «раб Божий» это как-то унизительно; мол, мы не «рабы», а «сыны» Божии. Так-то это так; мы действительно дети Божии и в молитве обращаемся к Нему: «Отче наш!». Так нас Христос учил и об этом можно почитать в Евангелии. Однако там же в Евангелии можно прочитать и другое указание Христово: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Св. Евангелие от Луки 17:10) Ну а с Господом не поспоришь. К тому же, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, что человек свободен только в выборе: кому или чему он будет служить; то есть у каждого из нас есть возможность выбора, чьим рабом быть.  Какие тут могут быть варианты?

    Человек может служить высоким идеалам, может служить науке, искусству, культуре, спорту, отечеству, наконец… А может служить вещам низменным – своим собственным дурным наклонностям, привычкам, своей жадности, ленности, своему собственному тщеславию. Чему угодно; и может делать это с невероятной преданностью. Впрочем, служение и науке и искусству, идеалам добра, гуманизма вовсе не означает, что человек одновременно не может служить еще и своему тщеславию (например). Поэтому, когда мы говорим о человеке, что он «раб Божий», то характеризуем его как человека с наивысшей свободы – он больше никому и ничему, кроме Бога, не раб.

    Итак, мы рассмотрели чинопоследование совершения Крещения, и узнали, что весь чин состоит из нескольких частей, это:

    Мы ознакомились с содержанием тех молитв и песнопений, которые звучат в храме во время священнодействий и рассмотрели смысл этих священнодействий. Из всего этого нам теперь должно быть понятно, что Крещение человека – это только лишь начало большого-большого пути, или, лучше сказать, начало новой, духовной жизни. Через Крещение человек вступает в Церковь, становится Ее чадом. Через эти обряды, священнодействия, через эти Таинства человеку преподается печать Божественной благодати, врачующей, обновляющей, очищающей и укрепляющей человека. Церковь как бы «облекает» Своего нового «война» во всеоружие. Отныне он должен будет вести духовную брань и со своими немощами, и с несовершенством внешнего мира, и вместе с тем раскрывать и воспитывать в себе добродетели, служа добру, правде и святости. Он принял на себя имя Христово и главная задача его - уподобиться Христу!

     

    Причащение младенца после Крещения

     

    А вот теперь давайте вспомним с вами вопрос, который мы подняли в первой нашей беседе:

    Прежде чем мы начнем, я хотел бы задать вам один очень важный вопрос. Полагаю, для многих он прозвучит неожиданно: а зачем, собственно, креститься? или крестить ребенка? Для чего вам это? Чего вы хотите от Крещения? А, может, этого вовсе и не надо?

    Предлагаю вам хорошенько подумать над этим вопросом - он не так уж плох, а ответ не столь очевиден, как кажется…

    Ну, так какой ответ для себя вы тогда сформулировали? Я догадываюсь какой…

    Креститься нужно не для того, чтобы быть крещеным, не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную, благодатную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом, со Христом – навсегда, в Жизни Вечной. И ребенка нужно крестить не для того, чтобы «уберечь от сглаза», или потому, что «так надо», потому что «мы русские» - а для того, чтобы иметь возможность воспитывать его по-христиански, учить его «жизни во Христе».

    И если это действительно так, если вы чувствуете, что хотите жить с Богом, быть членом Церкви, что Церковь вам нужна, тогда – добро пожаловать!

    Именины

    День памяти святого, имя которого носит христианин.

     

    Миро

    Специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма.

    Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».

    Миропомазание, как и Крещение, бывает лишь единожды в жизни.

     

    Духовная жизнь

    Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение».

    Если вы внимательно ознакомились со всеми пятью беседами перед Таинством Крещения и выполнили задания на дом из предыдущих бесед, то вы хорошо потрудились и более-менее готовы к принятию Таинства. Но в качестве напоминания повторюсь еще раз:

    1. Креститься нужно не для того, чтобы быть крещеным, не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную, благодатную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом, со Христом – навсегда, в Жизни Вечной. И ребенка нужно крестить не для того, чтобы «уберечь от сглаза», или потому, что «так надо», потому что «мы русские» - а для того, чтобы иметь возможность воспитывать его по-христиански, учить его «жизни во Христе»

    2. Сегодня Таинство Крещения совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку. Поэтому советую вам заранее побеспокоится о том, чтобы узнать, по каким дням и в какое время обычно совершается Таинство Крещения в том храме, в котором вы собираетесь креститься сами, или крестить своих детей.

    3. Вообще крестить младенцев можно с самого момента рождения, но традиционно крестили на восьмой день. Удобно крестить после 40 дней, но в любом случае я бы посоветовал вам крестить ребенка еще до того, как он начнет отличать маму от «чужой тети», поскольку на руках его будут держать незнакомые ему люди - крестные, и если он будет осознавать это, то, возможно, станет тревожиться, плакать и всем мешать. По-моему, оптимальный возраст для Крещения - от рождения до трех месяцев.

    4. Крестные должны знать Символ Веры и уметь прочесть его без ошибок во время Крещения. Текст Символа Веры можно найти в дополнительном материале к третьей беседе. Обязательно так же знание молитвы «Отче наш».

    5. Подготовка к Крещению включает в себя и знакомство с Евангелием. После второй беседы я рекомендовал прочесть Евангелие от Луки.

    6. С собой для крещения младенца нужно принести:

        • - пеленку или полотенце, которым нужно будет вытереть малыша после купели;
        • - нательный крестик (можно приобрести и в храме непосредственно перед крещением). Если крестик приобретен не в церковных лавках, то перед крещением попросите, чтоб вам его освятили;
        • - свечи; их обычно приобретают непосредственно перед крещением;
        • - Крещальную рубашку или платьице – по желанию.

     

    «Вера является необходимым и единственным условием Крещения. Если необходимым, можно ли крестить младенца? Можно, если он растёт в христианской семье. Онтологические решения могут принять за дитя его родители. И ребёнок в них и вместе с ними становится соучастником их решения. Родители не спрашивают ребёнка хочет ли он родиться, быть и жить на земле. Они вынуждены принять это решение без него, ибо его пока нет. Спросить некого. Когда он родится, спрашивать поздно. Его бытие состоялось.

    Родители не могут спросить согласия ребёнка на его воспитание. В силу малолетства он не может им посоветовать в каких нравственных и религиозных нормах его воспитывать. Родители вынуждены воспитывать его в тех нормах, которых придерживаются сами. И если они христиане, почему лишать их права крестить своё дитя? Если без его согласия могут дать ему физическое бытие, почему не могут дать ему христианское бытие?»

    протоиерей Павел Адельгейм

     

    «Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви»

    митрополит Иларион (Алфеев)

     

    «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа »

    Библия. Деяния святых Апостолов, глава 2, стихи 37,38

     

    «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

    Евангелие от Иоанна 3:3-5

    Чинопоследование совершения Крещения от начала и до конца.
    Обращаю Ваше внимание на то, что в каждом храме имеются свои особенности совершения священнодействий, в том числе и Крещения. Таким образом приведенный в данном видео порядок совершения ни в коем случае НЕ ЯВЛЯЕТСЯ образцом. Церковь – живой организм, в котором действует принцип: в главном единство, во второстепенном – разнообразие.


    Пройти тестирование
    Для прохождения тестов войдите или зарегистрируйтесь:

    Вход

    Регистрация

    Notice: Undefined variable: QuizId_arr in /var/www/u0386408/data/www/voskresnaya.ru/modules/mod_blank250/tmpl/tempBM167.php on line 43
    Сдать экзамен
    и получить сертификат

    Notice: Undefined variable: QuizId_arr in /var/www/u0386408/data/www/voskresnaya.ru/modules/mod_blank250/tmpl/tempBM167.php on line 52
    Для того, чтобы сдать экзамен, вам нужно пройти следующие тесты:

    К беседе №1
    К беседе №2
    К беседе №3
    К беседе №4
    К беседе №5
    Для прохождения тестов войдите или зарегистрируйтесь:Вход

    Регистрация