Начните обучение

  • Регистрация
  •  

    Беседа №3 Церковь Христова

     

    Слушать аудио версию

    В прошлой беседе мы обзорно познакомились с самыми основными вехами Священной Библейской истории. Затронули такие вопросы, как сотворение мира, зарождение и сущность зла, предназначение человека и грехопадение, а также начали говорить о том, как Господь совершил дело нашего спасения. Предыдущую глава завершается вопросом: человеческую природу Господь исцелил в Себе Самом, и в Себе Самом примирил человека с Богом, но как нам стать причастниками этого? Как нам унаследовать исцеление? Ведь природа исцелена только в принципе, – природа человека как таковая, а не каждого из нас; необходимо же, чтобы мы все могли иметь к этому отношение, чтобы это распространялось на всех и каждого. Именно с этой целью Господь и «созидает» Свою Церковь.

    «Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обОжение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке»

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

    Обратите внимание на то, что сейчас речь идет не о храме – здании с куполами и крестами, – а о Церкви. Это две совершенно разные вещи; и хотя храмы зачастую называют церквями, но по большому счету храм – это некое строение, а Церковь – это Богочеловеческий Организм.

     

    Что такое Церковь Христова?

    Давайте попробуем разобраться с вопросом, а что же такое «Церковь Христова», хотя, наверное, это будет одним из самых сложных вопросов в наших огласительных беседах. И причина этой сложности в том, что Церковь – это что-то неземное, святое, Божественное, но, тем не менее, реально существующее в нашем грешном мире. И мы очень часто либо судим о Церкви совсем уж по-земному, и тогда Она представляется нам исключительно как некая организация с более или менее благими намерениями; либо предъявляем к Церкви завышенные требования, ожидая абсолютной «надмирности» от Ее представителей. Итак, что же такое Церковь?

    В книгах о православном вероучении можно найти такое определение Церкви, данное святителем Филаретом (Дроздовым): «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верою, Законом Божием, священноначалием и таинствами» Это определение отражает не все аспекты Церкви и в этой связи страдает некоторой неточностью. В частности, акцент в данном определении смещен на видимую сторону Церкви – на общество людей. И почти ничего в нем не говорится о Боге. Между тем Церковь является неким Богочеловеческим Организмом, в котором объединяет людей не столько Православная вера, Закон Божий, священноначалие и таинства, сколько Сам Господь.

    «Единство Цеpкви следyет необходимо из единства Божьего, ибо Цеpковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати» 

    А.С.Хомяков

    Но давайте все же примем указанное выше определение митрополита Филарета за основу, только слегка его перефразируем для удобства понимания:

     

    Церковь есть от Бога установленное общество людей, которых объединяет:

      1. Православная вера;
      2. Священноначалие;
      3. Закон Божий;
      4. Таинства;

     

    А теперь разберем это определение по пунктам.

     

    Во-первых, обратим внимание на то, что Церковь установлена не кем-то, а Самим Господом.

    Нам абсолютно точно известно и время, и место и обстоятельства рождения Церкви Христовой – это произошло в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения Христова. Вот как об этом говорится в книге Деяний святых апостолов, которая, между прочим, целиком посвящена первым десятилетиям жизни Церкви: 

    «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

    Библия. Книга Деяний святых апостолов, глава 2, стихи 1-4

     

    Здесь описано схождение на апостолов Святого Духа – одной из ипостасей Святой Троицы; и именно это схождение и дальнейшее пребывание Святого Духа превратило простое собрание учеников Христовых в Церковь Христову – Богочеловеческий Организм.

    Во-вторых, обратим внимание на то, что Церковь есть вовсе не совокупность священно- и церковнослужителей. В самом названии священно- и церковнослужителей указано на то, что они всего лишь служители. Но кому они служат? Они служат Богу и… Церкви! Следовательно, Церковь гораздо шире, чем духовенство и клир. Членом Церкви является каждый Православный христианин. И если вы готовитесь принять Крещение, это значит, что вы готовитесь вступить в это общество, в Церковь Христову, войти в этот Богочеловеческий Организм, то есть готовитесь стать частью, членом Церкви.

    Итак, вернемся к нашему определению. Что же видимым образом объединяет людей в Церковь? Прежде всего Православная вера.

     

    Православная вера

    Существенной чертой Православной веры является то, что христианство для нас не теория, а сама жизнь во Христе, по евангельским заповедям и Церковным установлениям. Мы не просто должны во что-то определенным образом теоретически верить, но и жить согласно этой вере. Однако и теоретические положения веры очень важны, поскольку именно на них строится все остальное в Церкви.

    Что же составляет теоретическую основу Православной веры? Прежде всего сердечная, глубокая, живая вера в Единого Триипостасного Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа, Творца неба и земли, Вездесущего, Всевидящего, Всемилостивого, всегда готового прийти к нам на помощь, и ниспослать благодать любви и прощения. Важно понимать, что это не три бога, а один Бог, но в трех лицах познаваемый и прославляемый. Как может быть, чтобы Троица одновременно была и Единницей – тайна, для нашего ума непостижимая. Она является предметом именно веры, а не рационального знания.

    Следующее, что лежит в основании Православия – вера в Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, ради нас и нашего спасения сошедшего с Небес, родившегося от Духа Святого и Девы Марии, жившего среди нас, страдавшего на Кресте, умершего и воскресшего. Именно в Господе Иисусе Христе соединилось Божественное и человеческое естество, и через это соединение сделалось возможным наше спасение от власти смерти и греха.

    Следующим важным пунктом Православия является вера в загробную жизнь. Человек зарождается в момент зачатия, и после этого его жизнь уже никогда не заканчивается.

    Во время своего внутриутробного развития человек формируется внешне – из двух малюсеньких клеточек постепенно, но очень быстро формируется человеческое тело со всеми его сложнейшими органами. Вместе с тем с самого зачатия зарождается и душа, и дух человека, и его личность со своими характерными особенностями. Вот послушайте, как говорит псалмопевец в своих горячих молитвах к Богу: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Библия. Псалом 138, стихи 13, 15-16)

    Именно поэтому аборт, равно как и использование контрацептических средств абортивного характера, являясь по сути убийством человека, для верующих людей недопустимы:

     

    «Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию» 

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

     

    После рождения в этот мир человек продолжает формироваться, но теперь он не просто физически меняется, приобретает знания и навыки, а формируется еще и духовно. Он может сформироваться в очень-очень положительного человека, доброго, щедрого, отзывчивого; а может сделать себя человеком завистливым, коварным, хитрым, жадным и жестоким. Однако потом может вдруг осознать свою неправоту, покаяться и встать на праведный путь. То есть здесь, на Земле, во время своей земной жизни человек завершает начатый Богом творческий акт, ведь в некотором смысле Господь только начал творение человека, сотворив его по образу Своему, и предоставив ему возможность взойти к Своему подобию. И всю свою жизнь человек своими поступками, словами, принимаемыми решениями духовно формирует себя – а итог этому подведет Господь после того, как человек покинет этот мир. После своей смерти каждый человек идет к Богу на суд и дает ответ за всю свою жизнь. И в результате этого может наследовать либо Царство Божие, либо осуждение.

    Мы также верим в то, что люди умирают не навсегда. Наступит день, когда Господь воскресит всех когда-либо живших. Воскресит потому, что для Него не только душа человека имеет свою ценность, но весь человек, во всей своей целостности и полноте – и дух, и душа, и тело. Именно поэтому Господь принял на Себя не только душу человека, но все человеческое естество, в том числе и плоть; воплотился, умер на Кресте и затем воскрес в обновленном человеческом естестве. И Своим Воскресением открыл нам всем дорогу к воскресению из мертвых.

    Содержание Православной веры очень емко сформулировано в так называемом Символе Веры – кратком словесном выражении веры. Вот оно:

     

    Церковнославянский язык

    Русский язык

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

    (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

    Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

    Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

    И воскресшаго в третий день, по Писанием;

    И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

    И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

    И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

    Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

    Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

    Исповедую одно крещение во оставление грехов.

    Чаю воскресения мертвых.

    Ожидаю воскресения мертвых

    И жизни будущаго века. Аминь.

    И жизни будущего века. Истинно так.

     

    Это Православный Символ Веры. Он может звучать на церковнославянском или русском языке, на греческом, коптском, арабском или любом другом, но он всегда и везде будет именно таким Православным исповеданием веры.

    Символ Веры читается или поется в важнейшие моменты жизни человека и Церкви, и в первую очередь во время Крещения. Таким образом, приступая к жизни в Церкви Христовой, человек либо сам, либо устами своих восприемников свидетельствует о своем Православии.

     

    «Символ веpы - полное и совеpшенное исповедание Цеpкви, из котоpого она не позволяет ничего исключить и ничего к немy пpибавить… Это исповедание, как и вся жизнь дyха, постижимо только веpyющемy и членy Цеpкви. Оно содеpжит в себе тайны, недостyпные пытливомy pазyмy и откpытые только Самомy Богy и тем, комy Бог их откpывает для познания внyтpеннего и живого, а не меpтвого и внешнего…» 

    А.С.Хомяков

    В рамках подготовки к Крещению вам следует хорошенько ознакомиться с текстом Символа Веры в церковно-славянском варианте с тем, чтобы вы могли его без ошибок прочитать вслух с листочка во время Крещения.

     

    Священноначалие

    Следующее, что видимым образом объединяет людей в Церковь, – это священноначалие, и нам настало время немного поговорить о священнослужителях, про которых иногда думают, что они и есть Церковь.

    Сам Иисус Христос избрал 12 апостолов, чтобы они были «строителями тайн Божиих». В свою очередь, апостолы, деятельность которых была направлена Духом Святым и живым примером Спасителя, также избрали на служение Церкви известных им лиц, и таким образом установили тот порядок непрерывного священства, который соблюдается в Церкви до настоящего времени.

    Иерархия священнослужителей очень проста, несмотря на то, что многим она кажется запутанной. Есть всего три вида служения – епископское, священническое и диаконское.


    Епископ

    Епископ возглавляет местную общину христиан – епархию. Причем под «местной общиной» понимаются христиане, проживающие в крупных городах и их окрестностях. Поэтому епископы всегда имеют титул в виде наименования городов. Например, епископ Кинельский и Безенчукский.

    С древнейших времен епископскому сану вменялось право служения, управления, учительства и поставления других священнослужителей.

    Епископы могут иметь различные наименования – «епископ», «архиепископ», «митрополит», «патриарх»; но разница между ними не благодатная (поскольку они проходят одинаковое служение), а административная. Все епископы имеют также общее наименование – архиереи, что означает «первые священники».

     

    Священники

    Епископу в его служении помогают священники, или пресвитеры. Еще одно их наименование – иереи. От имени своего епископа священник может совершать богослужение, священнодействовать и управлять более мелкой по отношению к епархии общиной христиан – приходом. Особой заботой пресвитеров является духовное руководство вверенной им паствы, то есть священник обязан способствовать правильному развитию духовной жизни православных христиан.

    Епископ в Православной Церкви – обязательно монах, поскольку высота и сложность его служения требует полной и всецелой отдачи себя служению Церкви. А вот пресвитеры могут быть как монашествующими, так и семейными, и это одна из причин того, что они имеют множество вариантов наименований своего сана: иерей, протоиерей, иеромонах, игумен, архимандрит.

     

    Дьякона

    И, наконец, еще один вид служения в Церкви – диаконское служение.

    Сегодня диаконы – это в основном помощники при совершении богослужения. Но они могут выполнять и большую социальную работу на приходе, проповедовать, заниматься просветительской деятельностью. Диаконы, как и священники, могут быть как монашествующими, так и семейными. Наименования диаконов: диакон, протодиакон, иеродиакон.

    К слову сказать, в древней Церкви существовал еще институт диаконисс – женщин, которых рукополагали в сан диакона. Диакониссы помогали епископам и священникам при богослужении, готовили женщин к принятию Крещения и помогали при самом Крещении, осуществляли социальное служение, посещали и даже причащали больных, убогих и заключенных. Во многих общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения.

    Но институт диаконисс просуществовал в Церкви недолго, и с XI века был полностью вытеснен женским монашеством. Однако отдельные случаи поставления диаконисс все же в бывали и много позже. Так, например, в 1840 году митрополит Московский Филарет посвятил Маргариту Михайловну Тучкову в сан игуменьи Спасо-Бородинского монастыря по чину диакониссы.

    В начале XX века, и прежде всего на Поместном Соборе 1917 года, предпринимались серьезные попытки восстановить институт диаконисс в Русской Церкви; в частности, был подготовлен для вынесения на соборное обсуждение доклад «О восстановлении в русской Церкви служения диаконисс». Однако революционные события и начавшаяся Гражданская война не позволили довести этот вопрос до своего разрешения. Так что, как знать, возможно, в будущем мы с вами станем свидетелями возрождения диаконского служения женщин.

    Кроме священнослужителей, в храмах трудятся церковнослужители: иподиакона, псаломщики, чтецы, певцы, алтарники и другие работники храма, помогающие при богослужении, содержащие храм в должном состоянии, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность прихода, несущие послушания на ниве просвещения.

    В целом, православные приходы могут вести довольно разнообразную деятельность. Кроме традиционной Воскресной школы, на Приходе может быть организована работа социальной направленности: от помощи малоимущим и сиротам до собственного приюта или богадельни. На приходе может трудиться социальный педагог. Приход может развернуть широкую информационную работу, включая собственные средства массовой информации; может вести издательскую деятельность, активно работать с молодежью, включая создание собственных молодежных объединений и организаций, заниматься миссионерством, организовать паломническую службу и приходское консультирование, в том числе и православного психолога. И к работе в этих направлениях привлекаются, конечно же, не только священнослужители. В храмах и при храмах трудится большое количество мирян из прихожан, или привлеченных специалистов «извне». Существуют Православные учебные учреждения, готовящие специалистов для такой разнообразной работы: сестер милосердия, православных педагогов, психологов, журналистов.

    Но, несмотря на все разнообразие той работы, которая может осуществляться Православным приходом, есть нечто главное, без чего все остальное рушится. Некий стержень, на который нанизывается вся остальная деятельность – это Евхаристия.

     

    Евхаристия

    Полагаю, для большинства из вас слово «евхаристия» абсолютно ново. Ничего удивительного – даже прихожане не все знают, что это такое, потому что чаще всего мы говорим не «евхаристия», а «литургия».

    Само слово «евхаристия» греческое и переводится, как «благодарение».

    Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере незадолго до Своей крестной смерти. Вот как это описано в послании апостола Павла:

     

     

    «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»

    Библия. Первое послание к Коринфянам, глава 11, стихи 23-29

     

    В приведенном отрывке Писания речь идет о Причастии. Сам Господь установил это Таинство и повелел нам «сие творить в Его воспоминание». С тех пор Церковь живет этим, и вся церковная жизнь строится вокруг евхаристической чаши. Почему же это так важно?

    Знаменитый немецкий философ Фейербах однажды сказал: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, что человек – это материя, и ничего больше. Но слова эти приобретают замечательный истинный смысл, если приложить их к таинству причащения. Мы принимаем в себя Самого Живого Христа, и происходит обОжение человека, он становится сопричастным Божеству. Поэтому Евхаристия – это суть жизни Церкви и ее сердцевина.

    Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Всякий православный христианин должен обязательно участвовать в Евхаристии и причащаться по возможности регулярно – от двух-трех раз в год и до ежедневного причастия.

     

    Подведем итог: мы ознакомились с основным содержанием Православной веры и со священноначалием, видимым образом объединяющем верующих людей в некоторую упорядоченную структуру, которая нами воспринимается как Церковь.

    Еще объединяет людей в Церковь общий для всех Закон Божий и Церковные таинства. Здесь под Законом Божиим подразумевается свод нравственных требований к жизни православного христианина, но об этом мы будем говорить в следующей беседе.

    В завершение мне хотелось бы сказать еще несколько слов об очень важном аспекте существования Церкви.

    Некоторых людей смущает тот факт, что в храмах они порой видят что-то негативное. Как же объяснить наличие в Церкви чего-то греховного?

    Давайте нарисуем такую схему:

    Поле сверху условно обозначим «Небом», имея в виду, что здесь у нас все святое, чистое, непорочное. Поле внизу обозначим «Землей», подразумевая, что здесь сконцентрировано все низменное и греховное. Тогда граница этих областей, обозначенная на схеме линией, и будет Церковью Христовой. Это – граница между добром и злом, между светом и мраком, между высоким и низким. Но граница сама по себе принадлежит одновременно обоим этим мирам; в том-то и суть, что в ней сходится и положительное, и отрицательное, и святое, и греховное. В ней каждый может найти себе то, что ему по душе – можно найти здесь примеры беззаветного служения Богу и людям, примеры высокой святости и неземной чистоты; а можно найти образцы порока. Так что нет ничего удивительно в том, что в храмах порой встречаются примеры чего-то негативного, потому что Церковь – это хотя и нечто неземное, святое, Божественное, но тем не менее существующее в нашем грешном мире.

    Церковь

    Церковь в ее земном аспекте:

    1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

    2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

    3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

    4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом

    иерей Олег Давыденков

     

    Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обОжение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

     

    Символ Веры

    Краткое словестное выражение веры

    Символ Веpы - полное и совеpшенное исповедание Цеpкви, из котоpого она не позволяет ничего исключить и ничего к немy пpибавить… Это исповедание, как и вся жизнь дyха, постижимо только веpyющемy и членy Цеpкви. Оно содеpжит в себе тайны, недостyпные пытливомy pазyмy и откpытые только Самомy Богy и тем, комy Бог их откpывает для познания внyтpеннего и живого, а не меpтвого и внешнего.

    А.С.Хомяков

    Епископ

    Буквально – надзирающий, надсматривающий. Возглавляет местную общину христиан – епархию. Епископы могут иметь различные наименования – «епископ», «архиепископ», «митрополит», «патриарх»; но разница между ними не благодатная (поскольку они проходят одинаковое служение), а административная. Все епископы имеют также общее наименование – архиереи, что означает «первые священники».

     

    Священник

    Еще одно наименование «пресвитер». Буквально означает «старейшина». Помощник епископа. От имени своего епископа священник может совершать богослужение, священнодействовать и управлять более мелкой по отношению к епархии общиной христиан – приходом. Особой заботой пресвитеров является духовное руководство вверенной им паствы.

     

    Дьякон

    Буквально означает «служитель». Сегодня диаконы – это в основном помощники при совершении богослужения. Но они могут выполнять и большую социальную работу на приходе, проповедовать, заниматься просветительской деятельностью.

     

    Евхаристия

    Буквально означает «благодарение». Таинство или священнодействие, во время которого хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа с последующим их вкушением. Иные названия: литургия, обедня.

    Во время Крещения крестные читают вслух с листа Символ Веры в церковнославянском его варианте. Поэтому внимательно ознакомьтесь с текстом Символа Веры так, чтоб Вы смогли его свободно прочесть без ошибок.

    Текст Символа Веры вы найдете в дополнительном материале к этой беседе. Там же имеются и аудиофайлы с записью Символа Веры.

    «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства... — всех их Церковь воссоздает в Духе... Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга... В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры»

    святой Максим Исповедник

    «Церковь в ее земном аспекте:

    1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

    2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

    3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

    4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом»

    иерей Олег Давыденков

    «…Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…»

    Св. Евангелие от Матфея 16:15-18

     

    «…Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь…»

    Св. Евангелие от Матфея 18:15-17

     

     

    Символ Веры

    Церковнославянский язык

    Русский язык

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

    (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

    Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

    Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

    И воскресшаго в третий день, по Писанием;

    И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

    И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

    И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

    Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

    Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

    Исповедую одно крещение во оставление грехов.

    Чаю воскресения мертвых.

    Ожидаю воскресения мертвых

    И жизни будущаго века. Аминь.

    И жизни будущего века. Истинно так.

     

     

    Символ Веры (чтение)

     

    Символ Веры в исполнении хора Сретинского монастыря

     

     

     

    Лекция Осипова А.И. «Понятие о Церкви. Ответы на вопросы»

     


    Пройти тестирование
    Для прохождения тестов войдите или зарегистрируйтесь:

    Вход

    Регистрация

    Notice: Undefined variable: QuizId_arr in /var/www/u0386408/data/www/voskresnaya.ru/modules/mod_blank250/tmpl/tempBM167.php on line 43
    Сдать экзамен
    и получить сертификат

    Notice: Undefined variable: QuizId_arr in /var/www/u0386408/data/www/voskresnaya.ru/modules/mod_blank250/tmpl/tempBM167.php on line 52
    Для того, чтобы сдать экзамен, вам нужно пройти следующие тесты:

    К беседе №1
    К беседе №2
    К беседе №3
    К беседе №4
    К беседе №5
    Для прохождения тестов войдите или зарегистрируйтесь:Вход

    Регистрация